Сланец можно использовать непосредственно в качестве топлива для производства электроэнергии или жидкого синтетического масла. Роль сланца в производстве энергии пока относительно мало известна, поскольку его доля в сравнении с углем или нефтью оставалась достаточно небольшой. Высокая цена на нефть, уменьшение запасов и рост экономики оживили дискуссии о более широком применении сланца. Что такое сланец? Сланец – осадочная порода образовавшаяся 400-500 миллионов лет назад на дне водоемов. Сланец состоит из органических веществ, образовавшихся из одноклеточных организмов, бактерий, водорослей озер и морей и биомассы фито- и зоопланктона. В наших сланцевых шахтах видно чередование слоев сланца и известняка, что можно считать написанной природой хроникой происходившей когда-то жизненной борьбы между бактериями известняка и водорослями.

воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Материал из Википедии


Шага́ющий экскава́тор — экскаватор на шагающем ходу, обычно с оборудованиемдраглайна. Применение гидравлического шагающего (в отличие от гусеничного) движителя позволяет снизить нагрузку на грунт (масса машин может достигать сотен и даже тысяч тонн) и повысить надёжность.
В неподвижном состоянии экскаватор опирается на грунт опорной плитой в основании; при необходимости сделать «шаг» вес переносится на опорные башмаки («лыжи»); каждый башмак управляется двумя парами гидроцилиндров. Экскаватор приподнимается над грунтом, смещается на некоторое расстояние и снова садится на грунт опорной плитой. Опорные башмаки, в свою очередь, приподнимаются над грунтом и переносятся вперёд; затем цикл повторяется[1].
Ёмкость гидросистемы экскаватора ЭШ-20/90 вмещает 18 т масла, давление в системе достигает 200 атм.[2] Фактическая скорость перемещения составляет 60—80 метров в час, максимальная паспортная — до 200 м/ч[3].
В СССР и РФ принята система обозначений шагающих экскаваторов (ЭШ) с указанием ёмкости ковша (в м³) и длины стрелы, например, ЭШ-15/90 (Экскаватор шагающий, ёмкость ковша 15 м³, вылет стрелы 90 м). Реальный максимальный радиус копания ЭШ-15/90 меньше, 83 м, глубина копания — до 43 м, погрузочная высота — до 39 м. Такой экскаватор при конструктивной массе 1253 т имеет среднее давление на грунт 100 кПа (10 т на м²) в рабочем положении и 150 кПа — в движении. Теоретическая производительность — до 900 м³ в час.[4]
Эксплуатационные ограничения связаны с силой ветра (не более 25 м/c) и температурой (не ниже −30 °C)[5]. В сильные морозы работа на открытых месторождениях прекращается.
В России шагающие экскаваторы производятся на Уральском заводе тяжёлого машиностроения («Уралмаш») в Екатеринбурге. В 2004 году информационные агентства сообщили об изготовлении Уралмашем крупнейшего отечественного шагающего экскаватора ЭШ-40/100 с ёмкостью ковша 40 м³ и длиной стрелы 100 м; конструкцию массой 4000 т обслуживает экипаж из семи человек.[6]. Предыдущий рекордный экскаватор, ЭШ-85/100, вступил в строй в 2003 г.[источник не указан 674 дня] По другим данным, в 2003 вступила в строй машина ЭШ-25/90[источник не указан 674 дня].
ЭШ 20.75 Б на Нарвском разрезегорючих сланцев в Эстонии

Крупнейший рекордный экскаватор, когда-либо созданный в СССР/РФ — ЭШ-100/100. С 1976 г. находился в эксплуатации на разрезе Назаровский, что в Сибири. Машина вышла удачной, однако судьба её не самая завидная: ЭШ-100/100 эксплуатировался 15 лет (или около того, многие шагающие экскаваторы производства Уралмашзавода живут лет по 40), а в начале 90-х (в связи с частыми сменами собственников и, как следствие, большим беспорядком в хозяйственной сфере) был законсервирован в связи с отсутствием необходимости использования, хотя разрез на тот момент себя не исчерпал. После консервации электрика потихоньку растаскивалась на медь, а машина все больше приходила в негодность, в связи с чем было принято решение сдать её на металлолом уже полностью.
Самый большой в мире шагающий экскаватор «Биг Маски» размером с 22-этажный дом и с ковшом ёмкостью 168 м³ был построен американской компанией «Бьюсайрус Эри» и в течение почти 30 лет работал на угольном разрезе, переместив за свою жизнь объём горной массы, вдвое превышающий объём земляных работ при строительстве Панамского канала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий